Создание качественной среды в любом жилом комплексе возможно лишь с учетом трех факторов: понимания особенностей и потребностей целевой группы, грамотного зонирования и функциональной организации общественного транспорта в комплексе.
На сегодняшний день «общественная среда», которая подразумевает наличие безопасной зоны отдыха и передвижения, в большинстве отечественных жилых комплексах, плохо продуманна и некачественно реализована на финальной стадии проекта. Так считают, специалисты нашего Центра независимой оценки «ИННОВАЦИЯ».
Они считают, что организацию общественного пространства необходимо создавать с учетом целевой аудитории, которую можно разделить на 4 группы:
1. Дети дошкольного возраста в сопровождении взрослых. Для них необходимо организовать прогулочные дорожки, игровые зоны, карусели, горки и другое.
2. Дети школьного возраста и молодежь, для которой местом встреч и досуга непосредственно является территория ЖК. Для этой группы необходимо организовать зоны активного отдыха: обустроить баскетбольную площадку, сделать замкнутую дорожку для катания на велосипедах, роликах, открыть тренажерные площадки.
3. Люди пожилого возраста. Не стоит забывать и про эту категорию жильцов. Для них необходимы тихие места для уединения, а также для общения между собой. Лучше всего это сделать в формате мини-парка с деревьями, возможно водоемом.
4. Люди 18-45 лет, который занимаются активной деятельностью. Непосредственно им нужны общественные зоны меньше всего, так как они все время заняты. Однако их тоже необходимо учитывать. Например, если рядом с ЖК есть парковая зона, на которой жильцы катаются на велотранспорте, было бы правильным в подъездах сделать места для их хранения.
То есть, при создании проекта важно зонирование общественной территории для любой аудитории. При этом должно быть экономное использование земли и рациональное размещение зон, чтобы они не мешали друг другу.
Эксперты Центра независимой оценки «ИННОВАЦИЯ» считают, что на данном этапе главной проблемой обустройства среды в жилых комплексах является то, что девелоперы не создают качественных проектов. На них не влияет ни рыночная конъюнктура, ни закон. Подобным благоустройством в отечественных проектах занимают на последнем этапе работы: когда квартиры уже сданы в эксплуатацию. И у девелоперов нет мотивации тратить на них деньги. Конечно, есть приятные исключения, но вероятнее всего, тенденцией это станет лишь при повышении конкуренции или изменения законодательной системы.