В последние годы на рынке офисной недвижимости Москвы наблюдается тенденция к децентрализации. Если 5 лет назад строительные компании задумывались о том, будет ли востребовано строительство бизнес-центров за пределами Садового кольца, то теперь большая часть офисных помещений находится за пределами МКАД.
Так, эксперты по оценке недвижимости утверждают, что 3 года назад количество офисных помещений за МКАД составляло всего 8%, сейчас эта цифра увеличилась до 21%.
Безусловно, причины децентрализации могут быть разные, но, пожалуй, самые существенные - это отсутствие строительных площадей, а также постоянные попытки городской администрации уменьшить поток личного автотранспорта.
Кроме того, уже с 2009 года некоторые международные компании стали постепенно «переезжать» за МКАД. С появлением Новой Москвы эта тенденция только усилилась.
Плюсы офисов за МКАД
Несмотря на отдаленность от исторического центра у офисов за пределами МКАД есть и свои преимущества. Во-первых, это экономия на аренде. Так, стоимость помещения внутри Бульварного кольца колеблется от $950 до 1100 за 1 квадратный метр в год, в пределах Садового кольца – от $ 800 до 900 за 1 квадратный метр в год. А в пределах МКАД хороший офис обойдется всего за $300-450 за 1 квадратный метр в год.
Во-вторых, несомненным достоинством офиса за МКАД является наличие парковочных мест. В то время как владельцы коммерческих помещений в центе Москвы страдают из-за отсутствия парковки, жители «Замкадья» свободно припарковывают свои автомобили.
Кадровые минусы
По словам специалистов, существенным минусом для владельцев офисов за МКАД может стать потеря кадров. Если для сотрудников, проживающих в районе бизнес-центра, дорога до работы и обратно будет легкой и короткой, то для сотрудников, проживающих в других районах столицы путь на работу может быть не просто утомительным, но и провоцирующим на поиск нового рабочего места (близкого к дому).
По словам сотрудников кадровых агентств, поиск новых сотрудников за МКАД требует больше времени. В основном проблемы возникают с набором редких специалистов высокой квалификации. А вот организации с сотрудниками популярных профессий (офис-менеджер, бухгалтер, экономист, юрист, водитель, секретарь) легко смогут набрать необходимый штат.